ТРИСТА ЛЕТ. Продолжение следует.
Сколько в России найдется работающих предприятий, история которых восходит к петровским временам? На такой вопрос сразу и не ответить, хотя и так ясно — пальцев на одной руке хватит, чтобы пересчитать все «жемчужины» русской промышленности XVIII века. И среди них — Истьинский машиностроительный завод — предприятие, история которого будет насчитывать 302-й год со дня основания.
Железнодорожникам продукция этого завода знакома очень хорошо — «Истье» в сегменте путевой техники давно стало признанным брендом. Но ведь завод появился, когда о железных дорогах еще никто и не слыхивал. Как же складывалась его история?
Да, Истьинский завод связан с железнодорожной отраслью давно, со второй половины XIX века. А полтора столетия до этого словно готовился пополнить семейство машиностроительных предприятий, работая с горячим металлом. Но обо всем по порядку
В августе 1713 года московские купцы Рюмин и Томилин по указу царя Петра Первого приступили к постройке Истьинско--Залипяжского — по названию ближнего села — железоделательного завода. Сам царь Петр Алексеевич посещал его и даже проработал на нем несколько часов молотобойцем — об этом факте упоминается в книге известного польского историка Казимира Валишевского «Петр Великий. Воспитание. Личность».
В 1773 году предприятие перешло к богатому помещику Петру Кирилловичу Хлебникову. Благодаря ему об Истьинском заводе узнали и в столицах. Ведь Хлебников, несмотря на то, что прожил всего 43 года, вращался в высших кругах. Его страстью были книги, генерал «к словесным занятиям любовь имел безмерну», на собирание библиографических редкостей не жалел ни средств, ни времени, ни трудов, попутно приобщал к своей коллекции книги, газеты, рукописи. В итоге собрал замечательную библиотеку, богатую редкими изданиями и манускриптами. И конечно же всяк в Петербурге знал, что Хлебников — владелец первой в России игольной фабрики, учрежденной по воле и под покровительством императора Петра Великого и бывшей единственной в России в продолжение почти ста лет.
Будучи человеком деятельным, Петр Кириллович не упустил возможности внести свой вклад в развитие производства. При нем были отстроены новые корпуса и две большие плотины на реках Проня и Истья. В те годы продукция завода была нарасхват: гвозди, иглы, булавки, спицы.
Дочь Хлебникова Анна Петровна вышла замуж за Дмитрия Полторацкого, получившего известность благодаря своему стремлению к прогрессу буквально во всем. Выписав из Англии агрономов, плуги и молотилки, он с большим успехом занимался совершенствованием процессов обработки земли, пропагандировал их среди соседей-помещиков. Пристрастие Полторацкого к плугу вызвало протест со стороны графа Ф. В. Ростопчина, который в брошюре «Плуг и соха», изданной в 1806 г., выступил защитником достоинств сохи. Вопрос вышел на национальную орбиту: спорили о том, следует ли в русском земледелии употреблять орудия иностранного изобретения. Спор перешел и в литературу, нашел отражение в комедии Крылова «Модная лавка» (1807) и в басне «Огородник и философ» (1811).
Хозяин обратил свою энергию и на завод: была произведена реконструкция, завезено из Англии, Германии и Бельгии большое количество машинного оборудования, выстроена новая домна, дававшая до 500 пудов чугуна в день, установлены две паровые машины, две пудлинговые печи в железоделательном цехе. Благодаря принятым мерам ручной труд во многом был заменен на машинный, а объемы годовой продукции выросли до 376 тыс. пудов.
Известностью пользовался и следующий владелец Истьинского завода — Сергей Дмитриевич Полторацкий, сын Дмитрия Марковича и Анны Петровны. К нему же по наследству перешла страсть и дело всей жизни его деда — Хлебниковская библиотека, которую он значительно развил и приумножил.
Вторая половина девятнадцатого века — эпоха пара, стремительного развития железных дорог. Железнодорожная ветка от станции Старожилово пришла и в Истье.
В декабре 1871 году заводы оказались в собственности надворного советника Христиана Христиановича Мейена (1832 - 1876) [8], с 1874 года ими распоряжалось «Акционерное общество русского рельсового производства».
По данным «Указателя фабрик и заводов Европейской России и Царства Польского» 1887 года в Истье располагалось Общество русского рельсового производства (Проволочное и гвоздильное отделение железоделательного завода). Завод изготовлял до 51000 пудов гвоздей и железнодорожных скреплений и до 200 пудов проволоки. Оборот 106000 рублей.
Стал меняться профиль производства продукции - это была продукция для железнодорожного транспорта: рельсы, стрелки, вагонные колеса. Производство немного расширилось.
В 1897 году «Общество русского рельсового производства» преобразовалось в «Общество истьинских металлургических и механических заводов», значительно увеличило капитал и на короткое время подняло производство до 417 тысяч рублей, годового оборота.
После Октябрьской революции 1917 года завод возобновил работу - теперь он назывался «Двигатель» и не был национализирован. Его владельцем являлось Эстонское акционерное общество. В это время изготовлялись нефтяные двигатели, ручные дрезины, вагонные подшипники, насосы, молотилки и многое другое. В 1929 году завод был национализирован и получил наименование Государственный Истьинский механический завод «Двигатель».
В июне 1941года наступили суровые времена испытаний для всей страны и коллектив и завод встали на защиту Отечества выполняя мобилизационный заказ по производству корпусов гранат и авиабомб. Многие заводчане были призваны на фронт, героически сражались, были награждены орденами и медалями. Но и многие не вернулись с поле боя... Вечная память фронтовикам-заволчанам !
В послевоенный период началось возрождение промышленности страны и в 1953 году на заводе был возобновлен выпуск продукции для железнодорожной отрасли.
Первоначально выпускался мотовоз МД-54 для перевозки леса и торфа по узкоколейным железным дорогам. Мотовоз оказался ко времени, пошел в серию — в 1958 г. был выпущен 1000 й экземпляр, впоследствии на протяжении целого десятилетия ежегодно выпускалось более 500 мотовозов МД-54. В этот же период на отечественных узкоколейках все острее стала проявляться нехватка локомотивов средней мощности. Ниша между мотовозами МД 54 мощностью 54 л. с. и тепловозами ТУ4 мощностью 230 л.с. оказалась практически незаполненной. В это же время началось строительство железнодорожной ветки Истье-Старожилово. В 1961 году завод подключили к государственной системе МОСЭНЕРГО.
В 1963 году Истьинским машиностроительным заводом совместно с Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом механизации и энергетики лесной промышленности (¬ЦНИИМЭ) был спроектирован новый тепловоз. В 1964 году ¬Истьинский машзавод выпустил опытную партию тепловозов ТУ6 — шесть единиц, а в 1967 году — еще два. В дальнейшем вся документация была передана на Камбарский завод, где и продолжился выпуск этого тепловоза.
1968 год стал поворотным в судьбе предприятия. Претворяя в жизнь решения правительства о перевооружении железнодорожного транспорта СССР на базе полной механизации всех работ, в феврале 1968 г. Истьинскому машиностроительному заводу было поручено освоение производства путевых машин. Они должны были механизировать тяжелый ручной труд при ремонте и текущем содержании пути — замену шпал, рихтовку, подбивку пути. Первой путевой машиной, выпущенной в Истье, стал моторный путеподъемник МПТС-1.
В 1969 1971 годах завод в сотрудничестве с коллективом НИИ открытых горных разработок г. Челябинска построил опытные образцы путеремонтной машины МСШУ-3 и подъемно-рихтовочной машины ПРМ-1 для угольных разрезов, открывшей целую серию модификаций путевых машин ПРМ . А в 1974 г. был прекращен выпуск узкоколейных тепловозов, завод полностью перешел на производство путевых машин.
Очень удачным оказался опытный образец подъемно-рихтовочной машины ПРМ-3, спроектированный только что организованным коллективом специального конструкторского отдела ЦКБ Путьмаш. Ее отличительной особенностью была автоматическая система контроля постановки пути на заданную отметку, позволяющая резко повысить производительность: при подъеме пути — до 300 м / ч, при рихтовке — до 450 м / ч. Впервые в истории завода ПРМ-3 демонстрировалась на Выставке достижений народного хозяйства в Москве. А продукции Истьинского машиностроительного завода — впервые в истории предприятий Рязанской области — был присвоен государственный Знак качества. К 1977 г. темпы постройки путевых машин достигли 100 единиц в год. Путевые машины с маркой Истьинского машиностроительного завода получили признание не только в нашей стране, но и за рубежом. На протяжении многих лет завод изготавливал и поставлял в Монголию, Афганистан, Гвинею, Кубу и Чехословакию машины МСШУ-3 и ПРМ-3 в экспортном и тропическом исполнениях.
Всего же истьинскими машиностроителями было выпущено свыше 1000 ед путевых машин ПРМ и её модификаций ПРМ-3Э, ПРМ-3Г.
Современной приемницей хорошо зарекомендовавших себя ПРМ стала путевая машина ППРМ. По сравнению с выпускавшимися ранее путеподъёмниками аналогичного назначения ПРМ-3 , эта модель оказалась наиболее приспособлена для работы с тяжёлыми конструкциями путевой решётки, т.к. имеет усиленную раму , более мощный силовой дизельный агрегат, улучшенные параметры параметры подъёмно-рихтовочного механизма (ПРМ ) , а так же ряд других усовершенствований конструкции и систем управления. Дальнейшей ступенью развития и совершенствования в проэктировании железнодорожной техники послужил выпуск серии машин МПРП оснащённых рабочими органами для уплотнения путевого щебня на путях и стрелочных переводах.
А следующей модификацией явилась модель МСЩУ-4 , получившая на передней поворотной консоли рабочий орган для одиночной замены шпал. Теперь вся путевая техника производимая истьинским машиностроительным заводом могла быть применима для выполнения комплекса текущих и ремонтных работ по одиночной замене шпал, выправке пути в плане, продольном профиле и по уровню с одновременным уплотнением балласта под шпалами.
В 2002 году по заданию министерства путей сообщения РФ была выпущена универсальная путевая машина для смены шпал МСШУ-5 . Её отличительной особенностью был наиболее мощный силовой дизельный агрегат , колёсные пары с кругом катания 710 мм, усиленные колёсные редукторы, для предвижения в рабочем режиме появился гидроход .
Для выполнения комплекса работ по замене шпал впереди машины на поворотной консоли установлен стреловидный рабочий орган со шпаозахватами. И по сей день данные машины применимы на малых дистанциях пути ржд. С связи с возрастанием спроса на выполнение выправочно-подбивочных работ в 2006 году нашим предприятием был освоен выпуск прицепного подбивочного модуля МПЛ с собственной силовой дизельной установкой и насосной станцией. Одношпальная система двух подбивочных блоков с восемью шпалоподбойками, позволила путевым машинам МПРП и МСШУ выполнять комплекс работ по сплошной подбивке на железнодорожгом пути.
Дальнейшее совершенствование направления по созданию путевых механизмов способных осуществлять наиболее эффективную машинную подбивку путевого балласта, позволило создать принципиально новую во всех смыслах компактную универсальную выправочно-подбивочно-рихтовочную машину МПРУ, оснащённой в базе полноценным рабочим органом для одиночной замены шпал. Данная уникальность машины заключается в её несомненных универсальных способностях, которые позволяют без перенавески рабочих органов выполнить весь комплекс механизированной выправки и стабилизации пути с одновременным уплотнением балластного основания под шпалами , а так же при необходимости произвести ремонт рельсошпальной решётки !
Истьинский машиностроительный завод богат на трудовые фамильные династии. Не одно поколение родственников семей Воропаевых, Сизовых, Зубарёвых, Рожковых и других жителей села Истье трудились и трудятся в наши дни на Легендарном в Рязанской области, может и России машиностроительном заводе. Неоднократно работники коллектива награждались за свой патриотизм и преданность профессии почётными грамотами и наградами СССР и Новой России!
Целеустремленность, гордость за общее дело, любовь к Родному Краю и Родине позволяют коллективу ИстМЗ справляться с любыми трудностями, совершенствоваться и достигать поставленных результатов!
Сегодня Истьинский машиностроительный завод выпускает большой спектр путевой техники для ремонта и текущего содержания железнодорожного пути общего и промышленного назначения, запчастей и навесного оборудования, а так же осуществляет капитальный ремонт путевых машин, начиная от ПРМ, ПРМ-5ПМ, ППРМ, МПРП, МСШУ-4 , МСШУ-5 , МПРУ и МПЛ.
С 2009 года в модельном ряду предприятия появилась принципиально новая Универсальная Путевая машина МПРУ с двигателем экологического класса ЕВРО-3, гидроходом, электронным управлением, уникальными характеристиками и выполняемыми операциями. Её экономическая выгода при эксплуатации заключается в том , что не надо останавливаться и менять навесное оборудование для выполнения таких работ как: подъем и выправка пути, замена шпал и подбивка шпал (уплотнение балласта). Теперь всё при ней и прицепная двухосная тележка тоже– завидный потенциал в решении обновления железных дорог! И всё просто как раз-два-три! А четыре - работа выполнена!
На предприятии постоянно ведутся работы по совершенствованию конструкции давно выпускаемых путевых машин ППРМ, МПРП , МСШУ-4 , МСШУ-5. Модернизации подвергаются не только внешне видимые части кабины, капоты но и гидравлические схемы приводов, трансмиссия, органы управления. А хорошо зарекомендовавший себя Прицепной Подбивочный Модуль МПЛ получил более мощный двигатель ЕВРО 3 с отключаемым сцеплением и электронным управлением. Совершенствуется конструкция, теперь Подбивочные блоки оснащены более мощными гидромоторами и создана новая подвеска.
В 2013 году ИстМЗ заключил партнёрские отношения с зарубежным производителем путевой техники и оборудования для железных дорог компанией NORDCO (www.nordco.com ) . Первоначально на рынке России мы представляем только две модели машин: Подбивочную HST, имеющую производительность подобную магистральным типа Plasser&Theurer -1000 шпал в час! И уникальный Локомобиль или Маневровый тягач на комбинированном ходу NAVIGATOR, способный транспортировать 40 вагонов!
География поставок Истьинского машиностроительного завода охватывает не только Российскую Федерацию, но также и железные дороги Украины, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии, стран Балтии и Центральной Азии. Путевые машины производства завода ИстМЗ хорошо известны на ППЖТ, а также на предприятиях горнодобывающей, металлургической, угольной, топливно-энергетической, атомной, химической, цементной и других отраслей промышленности, имеющих в своем составе подъездные и технологические пути.
Конструкторский коллектив ИстМЗ используя средства автоматизированного проектирования и подготовки производства, существенно продвинулись в разработке новой техники и внедрению прогрессивных технологий в соответствии с международным опытом и пожеланиями наших заказчиков.
Сегодня Истьинский машиностроительный завод сосредотачивает производственный потенциал на создании Новых Российских Путевых Машин, отвечающих современным стандартам и тенденциям железнодорожного машиностроения. Мы ценим своего покупателя и уважаем его интересы!
ИстМЗ выпущено свыше 4000 единиц путевой техники, только производство путеподъёмников марки ПРМ составило 1000 машин.